Заём или покупка квартиры
Следственное Управление МВД России по Ставропольскому краю 11 марта этого года вынесло постановление о привлечении к уголовной ответственности жителя Ставрополя Алексея Евдокименко.
Согласно документу, действия Евдокименко были квалифицированы как мошенничество, совершенное в особо крупном размере. Его подозревают также в краже имущества и грабеже. Потерпевшей в деле указана Алла Колесникова.
Как следует из обвинительного заключения, в конце октября 2014 года она обратилась к Евдокименко с просьбой одолжить 1,5 млн рублей на год.
Тот согласился на заем под 7% в месяц. Но при этом поставил условие — заключить договор купли-продажи на ее 3-комнатную квартиру, и не с ним напрямую, а с некоей «Харламовой А.С».
Сама женщина рассказала корреспонденту Newstracker, что частного инвестора ей посоветовал знакомый. Другого ликвидного имущества у нее не было, поэтому она согласилась на сделку.
В итоге Колесникова подписала договор и получила 1,5 млн рублей. При этом, как говорится в постановлении, ей обещали, что при возврате долга договор якобы можно будет расторгнуть.
Сделку зарегистрировали в Росреестре — и квартира перешла в собственность Харламовой. Тем временем Колесникова выплачивала ежемесячно 107 тысяч рублей с учетом процентов.
Ипотека и побои
В сентябре 2015 года финансовое состояние заемщицы стало еще хуже. И она предложила кредитору оформить ипотечный кредит в банке на имя ее дочери, якобы для покупки у Харламовой ее квартиры.
Как рассказывает женщина, Евдокимов подал заявку в банк на ипотеку, указав стоимость жилья — 4,5 млн рублей. Когда заемщице позвонили из банка, та пояснила, что ее квартира стоит значительно меньше — 2,8 млн. Обслуживать кредитные обязательства в сумме 4,5 млн она была бы не в состоянии.
Тогда же, встретившись с Евдокименко, она заявила, что должна ему 2,1 млн рублей, с учетом основного долга 1,5 млн рублей и процентов — 600 тысяч рублей. Но никак не 4,5 млн.
«Евдокименко ответил мне, что я теперь должна ему 4,5 млн рублей. Он включил в долг не только проценты, но и штрафные санкции, которые насчитал по своему усмотрению», — заявляет собеседница.
После этого кредитор поменял замки в квартире и стал обращаться в суды для выселения женщины. Только тогда Колесникова, по ее словам, поняла, что стала жертвой мошенничества.
При этом в том же 2015 году, как указывается в обвинительном заключении, Евдокименко переоформил квартиру на другого своего знакомого — Максима Соломко.
Но на этом цепочка покупателей не оборвалась. В январе 2016 года, по данным следствия, Евдокименко подготовил договор купли-продажи на квартиру, и недвижимость перешла к нему.
Следствие полагает, что «Евдокименко путем обмана неправомерно приобрел право на имущество Колесниковой, причинив последней значительный материальный ущерб на сумму 2,8 млн рублей».
Впоследствии кредитор вывез из квартиры вещи должницы стоимостью более 75 тысяч рублей. И после этого ему вменили еще одно преступление — тайное хищение чужого имущества.
Но и это не все.
Из-за сдачи «трешки» в аренду между Евдокименко и Колесниковой возник конфликт. И, по словам собеседницы издания, мужчина нанес ей побои, а также забрал мобильный телефон. Эти его действия были квалифицированы следствием как грабеж.
Ни в чем не виноват?
Евдокименко сообщил следствию, что хотя квартиру и нашел он, но приобрела ее Харламова. Низкая цена была связана с состоянием недвижимости — требовался капитальный ремонт.
То, что предыдущая владельца оставалась там жить, Евдокименко объяснил тем, что новая собственница не захотела переезжать в квартиру сразу, потому что не могла ее отремонтировать зимой.
Выселением Колесниковой он занялся по просьбе Харламовой.
Он подал иск в Промышленный районный суд Ставрополя с требованием выселить из квартиры Колесникову и ее семью, а также взыскать с нее солидарно 18,9 тысячи рублей за коммунальные услуги. Суд иск удовлетворил иск, однако данное решение было отменено апелляционной инстанцией.
После этого он подготовил новый иск в тот же Промышленный районный суд, его рассмотрели в ноябре 2015 года.
К этому времени квартиру купил знакомый инвестора — уже упомянутый Максим Соломко. По версии Колесникова, тот планировал привести ее в нормальный вид и продать дороже. Однако буквально через месяц-два друзья договорились, что Евдокименко выкупит квартиру за ту же стоимость и оплатит оформление сделки. То есть Соломко просто хотел вернуть свои деньги, ничего не потеряв.
Обвиняемый также сообщил следствию, что вещи, которые находились в квартире, ему добровольно передала сама Колесникова, в счет уплаты долга за пользование жильем.
Никакой вины подсудимый за собой не признал.
Не одна жертва
Возможно, доводы Евдокименко могли бы произвести впечатление на следствие, если бы Колесникова была единственной потерпевшей. Но на сегодня известно как минимум еще о двух жителях края, которых этот человек или лишил жилья, или пытается лишить.
Но первого сентября Промышленный районный суд Ставрополя вернул уголовное дело в отношении Евдокименко прокурору. В качестве причины на сайте суда указано: «Обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК».
Защита Колесниковой обжаловала постановление в краевом суде.
Историю с потерей квартиры прокомментировал адвокат Юрий Сергеев: «Из этой ситуации вытекает вывод о том, что, планируя брать кредит под залог недвижимости, нельзя даже рассматривать небанковские финансовые организации, а тем более частников. Ибо в этой сфере действует много мошенников, цель которых — забрать недвижимость у заемщика».
Адвокат отметил, что схем обмана много. Самая распространённая — заключение договора купли-продажи. Как правило, такой договор заемщику предлагают в момент заключения сделки и ему не дают время на то, чтобы обдумать последствия либо посоветоваться с юристами.
Адвокат порекомендовал обращаться за кредитом под залог недвижимости только в крупные федеральные и региональные банки с хорошей репутацией. «С ними можно договариваться о реструктуризации долга. И в любом случае солидные банки сразу не кинутся выгонять вас из квартиры», — сказал адвокат.
Свежие комментарии