Беспрецедентные санкции, введенные против российских политиков и крупного бизнеса, ощутимо затронули и авиационную отрасль. Сегодня российская авиация переживает тяжелые времена. Уже с 26 февраля США и ЕС стали планомерно вводить санкции против российской авиации, запретив сперва поставки запчастей, техобслуживание и страхование российских самолетов, а затем перейдя к арестам бортов по требованию лизингодателей.
С 13 марта отозваны сертификаты летной годности (СЛГ) самолетов, находящихся в эксплуатации российских авиакомпаний и зарегистрированных на Бермудских островах (Великобритания) и в Ирландии.Доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Наталья Киселева в интервью NewsTracker рассказала о возможных последствиях ограничений для гражданской авиации страны.
Чем грозят санкционные меры российской авиации? С какими проблемами столкнутся граждане России?
— К сожалению, высокая импортозависимость российской авиации ставит ее сегодня на грань выживания. Большая часть самолетов российских авиаперевозчиков произведена американской компанией Boeing и европейской Airbus. Поэтому запрет на поставки запчастей этих самолетов означает постепенное сокращение авиапарка российских перевозчиков и снижение безопасности полетов. К сокращению возможности осуществления авиаперевозок, прежде всего в зарубежные страны, приведут соответственно возврат лизингодателям самолетов и отзыв летных документов у самолетов российских компаний. Сегодня в реестре Бермудских островов и Ирландии находится около 90% кресельной емкости. Ряд российских авиаперевозчиков объявили об отмене зарубежных рейсов. Зарубежные авиаперевозчики воспользуются этой ситуацией для повышения цен на осуществляемые ими авиаперевозки из России.
Какова ближайшая перспектива развития российской авиации?
— В сложившейся ситуации Минтранс РФ подготовил постановление правительства о частичном возврате самолетов лизингодателям, который будет осуществляться только по решению правительственной комиссии по импортозамещению. Относительно остальных бортов иностранным владельцам будет предложено продолжить получать платежи в рублях. Лизингодатели прогнозируемо оспорят это решение, поэтому находящиеся в лизинге самолеты будут обслуживать только внутренние перевозки.
Еще одной мерой, направленной на защиту российской авиации, является перевод парка в российский реестр. Эту процедуру сегодня уже осуществляют ряд перевозчиков – Utair, Nord Wind, Azur Air. При этом для сохранения доверия граждан к российской авиации и обеспечения безопасности полетов необходимо, чтобы такой перевод сопровождался реальным аудитом воздушных судов. И, конечно же, дальнейшее будущее российской авиации в первую очередь зависит от того, насколько быстро произойдет импортозамещение в авиационной промышленности.
Еще одним возможным сценарием является решение о разрешении зарубежным перевозчикам из стран, не поддержавших введение санкций против нашей страны, осуществлять авиаперевозки на внутрироссийском рынке.
В какой-то степени компенсировать выпадающий сегмент авиационного рынка в части перевозок на небольшое расстояние позволит дальнейшее развитие альтернативных видов высокоскоростного транспорта, в первую очередь железнодорожного.
Свежие комментарии