С чего все началось В минувшую среду, 15 января, президент Российской Федерации Владимир Путин зачитал обращение к Федеральному Собранию. Интересно, что в минувшие годы глава государства выступал весной, однако в этом году все произошло гораздо раньше, видимо из-за особой важности обращения. Глава государства предложил радикальную реформу Конституции России.
Согласно поправкам, Государственная Дума получит право утверждать все правительство, включая премьер-министра, а президент обязан утвердить назначенцев. При этом глава государства будет иметь право увольнять премьер-министра и его заместителей. Управление правоохранительными органами и армией сохраняет за собой президент, а их руководство назначается после консультаций с Советом Федерации. Совет Федерации по представлению президента сможет отстранять судей Конституционного и Верховного судов. Президент сможет подавать в Конституционный суд законы, который сможет отменять их. Появляется новый орган под названием Государственный совет России. Сейчас он существует как совещательный при президенте. Туда входят все крупные чиновники и губернаторы. Президентом не сможет стать человек, когда-либо имевший любое гражданство, кроме российского. Чтобы быть зарегистрированным кандидатом на пост президента, нужно будет проживать в РФ последние 25 лет. Члены правительства и губернаторы не смогут иметь вида на жительство или гражданство другой страны. Из Основного закона исчезнет положение, согласно которому международные договора, которые подписала РФ, имеют примат над положениями Конституции и действующего законодательства. Все эти изменения Владимир Путин предложил вынести единым пакетом на референдум, а Центризбирком отметил, что он может состояться в текущем году. При этом в государстве уже начались изменения. Правительство Дмитрия Медведева подало в отставку, а новым премьером стал Михаил Мишустин, ранее руководивший Федеральной налоговой службой. Перемены стартовали и на Северном Кавказе. Полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Матовников был заменен бывшим министром юстиции, а после генеральным прокурором РФ Юрием Чайкой. Интересно, что Чайка – первый за много лет полпред, вышедший не из военных кругов. «Без погон» был только Александр Хлопонин, первым занимавший этот пост, округ курировали военные: генерал-полковник Сергей Меликов, вице-адмирал Олег Белавенцев и генерал-лейтенант Александр Матовников. Политическая ссылка и «переформатирование» экс-генпрокурора Политолог Дмитрий Фетисов не считает ситуацию в СКФО какой-либо особенной. «Я не думаю, что готовящиеся реформы как-то особо отразятся на Северном Кавказе. Принципиальных отличий в плане последствий от нее по сравнению с другими федеральными округами здесь не возникнет», – отметил эксперт. Назначение экс-генпрокурора Юрия Чайки он считает политической ссылкой и «троллингом» со стороны президента. «Перевод Чайки на должность полпреда президента в СКФО нельзя назвать пенсией, это, скорее, понижение, при этом тут есть некий политический момент, своеобразный «троллинг» со стороны президента. Он заключается в том, что теперь Чайка является «соседом» своего предшественника на посту генпрокурора и преемника на посту министра юстиции, полпреда в ЮФО Владимира Устинова, с которым у него всегда были плохие отношения. В итоге это можно назвать политической ссылкой», – указал Фетисов. За прошедшие годы напряжение на Северном Кавказе спало, однако сильный полпред здесь по-прежнему нужен, поэтому сюда и назначили Чайку: не военного, но силовика. «Обстановку действительно можно назвать более спокойной. Я бы тут не проводил разницу, что человек не военный, но он из правоохранительных органов, прекрасно знает законодательство. В целом, это продолжение тренда в том, что руководит округом силовик, Чайку переформатировали на новые задачи», – поделился мнением политолог. Рост влияния кланов Северного Кавказа Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что изменения для Северного Кавказа уже начались. «Ликвидация Министерства Северного Кавказа – это уже изменения и отказ от выделения специфики региона. Территориальный принцип управления – неплох, но он не может работать одновременно с отраслевым, они плохо сочетаются: например, заводы в Ставропольском крае – они в чью сферу входят: минпрома или минкавказа? Эта практика себя не оправдала при Иване Грозном, у него были приказы отраслевые и территориальные, уже тогда возникла путаница», – отметил политолог. «Речь идет не об усилении роли губернатора, а об усилении губернаторского корпуса в целом, так как существенно увеличится роль Госсовета, потому что ему отойдет значительная часть власти. По моей версии, губернаторы станут членами ЦК, если говорить по-советски», – сообщил Журавлев. Положение губернаторов частично упрочится, потому что у них появится прямой выход для давления на министерства. «Сейчас губернаторы ходят в министерства просителями, а через Госсовет будут входить требователями. Если раньше министры держали губернаторов в приемной до бесконечности, то теперь губернатор в качестве члена комитета Госсовета будет министра вызывать к себе и держать его в приемной. Они же по комитетам Госсовета разобьются по своим интересам, то есть у кого регион, например, сельскохозяйственный, тот и пойдет в соответствующий комитет», – указал эксперт. В связи с этим клановая специфика северокавказской политики также приобретет дополнительное значение. «Клановая организация элиты неизбежна, но если везде кланы основаны на дружбе и знакомствах, то северокавказские – на кровном родстве и поэтому крепче. Поэтому усиление значимости губернаторского корпуса усилит и северокавказские кланы, так как они крепко держат в руках власть, не допуская к ней чужаков. Вопрос ротации при этом никуда не уйдет, право президента снимать губернатора в связи с потерей доверия никуда не денется, либо перейдет к Госсовету, вопрос только в том, будут ли им пользоваться», – указал собеседник. Говоря о новом полномочном представителе президента в СКФО, Журавлев отметил, что не считает, что Чайка будет менее внушительным для местных властей, чем его военные предшественники. «Степень «гражданскости» прокурора очень сильно преувеличена. Это назначение является знаковым – это определенный «месседж». Бывший генеральный прокурор – это фигура с очень немалыми возможностями испортить жизнь практически любому человеку», – рассказал генеральный директор Института региональных проблем.
Свежие комментарии