Международная группа хакеров «Анонимус» объявила кибератаку против России. Атакам хакеров подверглись сайты российских СМИ. Группировка Anonymus заявила о своей причастности к кибератакам на российских интернет-провайдеров и правительственные сайты России. Сайт министерства обороны по-прежнему остается недоступным. Накануне, 27 февраля, временно вышел из строя сайт управления МВД России по Ставропольскому краю. Причины сбоя ведомство не комментирует.
Деньги на пиар
В Ставропольском крае наиболее крупные публичные госконтракты в сфере информационных технологий связаны с расходами на пиар органов власти и опубликование официальных документов.
В текущем году на публикации выделено более 6 миллионов рублей. Большую часть бюджета (более 2 миллионов рублей) получило местное издание, учрежденное краевым парламентом «Ставропольская правда».
Власти, в основном, заказывают материалы об уникальном туристическом потенциале региона, имиджевых проектах, материалы с призывами к налогоплательщикам или о том, как власти борются с травматизмом на производстве.
Общие бюджеты на информационные ресурсы (пиар власти и поддержание веб-сайтов) в последние годы колеблются от 55 до почти 90 миллионов рублей. За последние три года затраты выросли почти в полтора раза. Бюджеты растут в основном за счет пиар-кампаний — основная часть денег уходит на комплиментарные публикации о работе правительства и органов власти.
Пиарщики замещают технарей
На разработку и техническое сопровождение сайтов, связанных с государственными проектами, бюджет Ставропольского края тратит все меньше средств. По крайней мере в публичных процедурах госзакупок. Если в 2019 году на эти цели был выделен 61 миллион рублей, то по итогам прошлого года траты составили порядка 18 миллионов рублей.
В последние годы доля проектов по разработке онлайн-платформ снижается. Если в 2019 году на услуги программистов, веб-разработчиков, системных администраторов тратили около 70% онлайн-бюджетов, то к 2019 году до 20% сократилась доля расходов, которые правительство и органы власти выделяют на свое присутствие онлайн.
В числе последних крупных закупок, проведенных в текущем году, наибольшая сумма потрачена на пиар администрации Невинномысска. «Освещение деятельности» мэрии обошлось бюджету почти в два миллиона рублей. Победителем стало унитарное предприятие центрального телевидения ВГТРК. По оценкам экспертов, подобные результаты возможны в случае недобросовестной конкуренции.
Тайная закупка
Одним из наиболее дорогих проектов прошлого года стал запуск обновленного сайта энергетической компании ПАО «Оптовая генерирующая компания № 2», которая входит в структуру «Газпрома». Переработка сайта обошлась компании почти в 900 тысяч рублей (изначально бюджет на разработку составлял 1,5 миллиона рублей).
Торги прошли в полузакрытом режиме, заявки участников оказались скрыты — названия всех трех компаний, которые вносили свои ценовые предложения, в документах закупки не указаны. Победила фирма, которая предложила не самую выгодную цену.
Однако заказчику удалось сэкономить большую часть бюджета. Экономия первоначального бюджета превысила 25%.
«Разница между начальной ценой и стоимостью заключенного госконтракта значительна. Существует риск исполнения контракта ненадлежащим образом, поставки товаров низкого качества, неисполнения контракта», — отмечено в экспертной оценке закупочной процедуры.
Кроме того, среди участников оказались «молчуны», которые не выдвинули своих ценовых предложений. По оценкам экспертов, такие результаты могут свидетельствовать о нечестной конкуренции.
«Допущенные к торгам, но не заявляющие свои цены участники отличаются нелогичным поведением. Осознанная пассивность может быть последствием договоренности о неснижении начальной максимальной цены контракта при распределении побед между группой договорившихся субъектов», — сказано в комментарии к закупке.
Подозрительная закупка естественным образом осталась без внимания надзорных органов, поскольку ни один участник аукциона не обращался с жалобой.
Свежие комментарии