На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

newstracker

277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Колесников
    Если это не фейк, то, скорее всего, это был представитель одного из очень-очень "горячих" народов, которых российские...На Ставрополье му...
  • Андрей Баканин
    Видать, соскучился по тюремной баланде. Решил опять на всё готовенькое вернуться. Я один считаю, что нам такие "пасса...В Минводах аресто...
  • Валентина Литвяк
    Вернутся все до одного!Глава Кисловодска...

Не те начальники или масштабы: почему тормозит программа развития Северного Кавказа

«Реализуемая в последние годы программа социально-экономического развития этого макрорегиона не принесла ощутимых результатов. По-прежнему достаточно много проблем, которые требуют решения, в том числе на федеральном уровне», — отметил Мишустин на тематическом совещании в прошлый вторник во время приезда на Ставрополье. Стенограмму мероприятия опубликовали на официальном сайте правительства России.

Среди проблем Северного Кавказа Мишустин назвал высокий уровень младенческой смертности (на треть больше российского), не лучшее состояние поликлиник и больниц, нехватку школ, рост безработицы (более чем в 2,5 раза превышает средний по стране) и другие инфраструктурные проблемы.

Кроме этого, как отметил премьер-министр, Северный Кавказ сильно зависит от федеральных дотаций. Так, премьер-министр сообщил, что на Дальнем Востоке каждый рубль бюджетных средств приносит более 30 рублей частных инвестиций. В особых экономических зонах — почти 2,5 рубля. А на Северном Кавказе — 50 копеек.

Дело в ориентирах

Старший научный сотрудник РАНХиГС и Института Гайдара, специалист по Северному Кавказу Константин Казенин полагает, что в программу развития территории, которая реализуется с 2010 года, изначально были заложены два неправильных ориентира. «Можно обсуждать, насколько они верны для страны в целом, но для Кавказа они совершенно точно оказались губительными», — отметил он.

Во-первых, как сообщил Казенин, это ставка на развитие крупных экономических объектов в курортном строительстве и других отраслях. «Когда такие мегапроекты на Кавказе реализуют вне всякого взаимодействия с местным бизнесом, в том числе не создают новые перспективы для малого и среднего бизнеса, то это имеет очень ограниченный успех», — полагает эксперт. Он отметил, что речь идет о тех регионах, где доля людей, ориентированных на занятие небольшим бизнесом, гораздо выше, чем по России в целом.

«Во-вторых, ставка делалась на так называемые институты развития: „Корпорация развития Северного Кавказа“, „Курорты Северного Кавказа“ и так далее. Сама модель таких госкорпораций в местном контексте оказалась не эффективна», — рассказал Казенин. Он пояснил, что это произошло хотя бы потому, что эти институты развития были, по сути, чиновничьими структурами. «Для многих чиновников работа в госкорпорациях — это, скорее, такая карьерная ступенька, и возможно, еще шанс решить какие-то проблемы более личного характера», — предположил специалист.

Масштаб

По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, институты развития созданы для того, чтобы ускорять, уточнять, повышать эффективность. «Чтобы взять инвестора за руки и довести его до места, где он может инвестировать деньги. А на Северном Кавказе, похоже, нужно новую индустриализацию проводить. То есть, необходима не программа привлечения средств, а создания экономики», — считает Журавлев.

Специалист отметил, что на Северном Кавказе стоит создать большое количество рабочих мест, результат труда которых можно легко продать. В частности, танковый завод под эти критерии не подходит. «Нужно посчитать четко, сколько государственных инвестиций потребуется, чтобы создать некое рабочее место — это может быть производство, сфера услуг. Необходимо считать в каждом регионе в отдельности. Но похоже, что макроэкономические механизмы здесь не сработают — снизить налоги, и бизнес придет. Нужно копать глубже, доводить бизнес до большой степени заработка», — полагает эксперт.

Собеседник привел в пример завод Гаджиева в Дагестане, который «явно надо модернизировать». «Это единственный завод на территории РСФСР и сегодняшней России, который делает рули для кораблей», — пояснил эксперт. Он отметил, что практически весь рыболовный флот со времен Советского Союза нужно восстановить. И для этого недостаточно возможностей этого завода. «Так говорят дагестанские чиновники, я сужу с их слов. Может быть, там уже вообще ничего нет, все разворовали. Но скорее всего, завод есть, просто недоделанный», — добавил Журавлев.

Кроме этого, специалист привел в пример горные курорты, которые также можно развить и создать большое количество рабочих мест. Журавлев отметил, что это хотело сделать министерство, но так и не сделало. «Горные районы могут быть великолепными, вспомните Альпы итальянские. Это надо делать. Нельзя сказать: «Господин бизнесмен, приезжай и начинай действовать в горах Кавказа». Он спросит: «А я в живых останусь?», — пояснил Журавлев. Эксперт пояснил, что здесь нужны государственные инвестиции, в которых будет участвовать частный бизнес.

«Помните товарища Саахова, который сказал, что Кавказ — это всесоюзная и кузница, и здравница, и житница? (цитата из фильма „Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика“ — Newstracker). Хоть это шутка 60-х годов, но у Северного Кавказа есть потенциал развития и сельского хозяйства, и промышленности, и курортной зоны. Только в логике Италии или Швейцарии это делать не получится. Мы 30 лет всем рассказывали, что на Северном Кавказе живут злобные кавказцы, и они всех убивают. Поэтому если просто предложить „Ой, мы вам все устроим. Приезжайте“, то никто не приедет», — отметил специалист.

Журавлев полагает, что предыдущая программа развития работала, но гораздо хуже и дороже, чем нужно. «Вложения в этот процесс явно превышали результат. Но вряд ли это можно считать однозначной виной министерства. Это, скорее, проблема несоответствия масштабов. Министерство делало то, что надо было делать в Брянской области, а на Северном Кавказе масштаб проблемы значительно больше», — считает политолог.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх