На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

newstracker

277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Колесников
    Если это не фейк, то, скорее всего, это был представитель одного из очень-очень "горячих" народов, которых российские...На Ставрополье му...
  • Андрей Баканин
    Видать, соскучился по тюремной баланде. Решил опять на всё готовенькое вернуться. Я один считаю, что нам такие "пасса...В Минводах аресто...
  • Валентина Литвяк
    Вернутся все до одного!Глава Кисловодска...

«Нарезка была неправильной». Почему Ставрополье не следовало включать в СКФО?

Почему Ставрополье изначально не следовало объединить с республиками Северного Кавказа, NewsTracker рассказали аналитики экспертно-аналитического центра «Юг» по итогам первого заседания в Ставрополе.

Что такое макрорегионы?

Концепция макрорегионов закреплена в стратегии пространственного развития страны на ближайшие 5 лет. Но что она несет субъектам, оказавшимся в одной связке?

Все началось с федеральных округов, возникших еще при первом президентском сроке Владимира Путина. Но такими, какими мы знаем сейчас, эти территории были утверждены уже в 2010 году. С самого начала это был перечень регионов, над которыми установили институт полпредства президента — еще одна административная прослойка в вертикали власти, напрямую подконтрольная президенту. По мнению аналитиков, реально округа так и не начали работать.

До сих пор не прекращаются дискуссии о правильном распределении регионов по округам. Особенно шатким в свое время было положение Ставропольского края, который почти 10 лет назад стал частью Северо-Кавказского федерального округа. Близость Ставрополья к республикам, конечно, не была новостью, но волнение вызвала искусственная стимуляция экономических отношений между аграрным краем и дотационными республиками.

Очередная попытка скрепить соседние регионы принята уже в текущем году. В феврале была принята «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Принципиальное ее отличие от уже сформированных округов в том, что прежде регионы были разделены на 7 территорий. В новой стратегии 12 макрорегионов.

Возрождение советского опыта

Практика объединения соседних субъектов на самом деле существовала давно и применялась еще в СССР, вспоминает политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Они не в точности совпадали с сегодняшними округами, но по сути примерно то же самое. Это нужно, чтобы создать горизонтальные связи, чтобы не решать проблемы всех экономических взаимоотношений через Москву. Вся эта система была уничтожена просто потому, что ввели рынок и посчитали, что горизонтальные связи сами образуются. Но они не сложились, вертикальные связи оказались крепче», — отметил собеседник агентства.

Одних вертикальных связей регионов с центральным аппаратом правительства, по его мнению, в России недостаточно в связи с огромными территориями. Однако и прежняя советская модель экономического районирования страны в новых экономических условиях рынка уже не актуальна.

«Идея взята из времени административного управления экономикой, где все, что специально не приказано, делать не надо. Например, в случае с макрорегионом — нужно реализовать какой-то проект. Давайте соберем все регионы вместе, чтобы они общими силами реализовывали. Но если это регионам надо, они ведь и без слова макрорегиона соберутся. А если не надо, они все равно экономически не соберутся, их придется пинками гнать», — считает Журавлев.

Новая концепция вполне может не справиться с задачей наращивания экономической активности регионов. Вместе с тем, по мнению Журавлева, макрорегионы несут новые бюрократические риски.

«Если макрорегионы превратятся просто в еще одни федеральные округа, но со своим бюджетом или своей налоговой системой, то лучше не станет. А вот хуже будет, потому что появится еще один уровень согласования — все решения будут приниматься еще медленнее», — отметил политолог.

Действительные цели новой стратегии макрорегионов, по его мнению, могут лежать в бюджетной плоскости. Налаживая экономические связи между регионами, федеральный бюджет может существенно сэкономить на дотациях.

«Значительная часть крупных проектов имеет федеральное финансирование. Понятно почему — потому что в федеральном бюджете основные деньги. Так исторически сложилось. Не получится ли так, что взаимопомощь регионов по реализации проектов через макрорегион, то есть через горизонтальные связи, заменит собой средства из федерального бюджета. И не для этого ли все делается, чтобы освободить федеральный бюджет еще от необходимости заниматься среднего уровня проектами в регионах?» — задается вопросом Журавлев.

И даже с этой задачей — собирать средства на среднего уровня проекты — справятся не все макрорегионы, считает эксперт. СКФО одна из тех территорий, где необходимы регионы доноры. Именно этим, по мнению Журавлева, и объясняется включение Ставрополья в один округ с кавказскими республиками.

«Средств у регионов не сильно много. Я уже не беру Северо-Кавказский округ, где их просто нет, где единственным донором скорее всего и будет Ставропольский край. Откуда деньги в кавказских республиках? Там больше половины бюджета — это дотации», — отметил Журавлев.

В случае реального объединения экономики регионов в составе округов, по мнению Журавлева, Ставропольский край понес бы существенные потери, вкладываясь в общий бюджет.

«Значительная часть экономики республик — это потенция, а не реальность. Если бы был окружной бюджет, для региона были бы приличные, потому что кто-то же должен бюджет наполнять. Но поскольку его все равно нет, то потерь для региона сейчас особенных нет. Вы в любом случае рядом останетесь — будет макрорегион или его не будет», — считает политолог.

«Переломить политическую гордыню»

Кооперация регионов, объединенных распоряжением сверху, по мнению экспертов все-таки возможна. Однако препятствий больше, чем стимулов.

«На мой взгляд, должно быть личное желание глав регионов. Если глава региона хочет показать себя хорошим лоббистом, он должен понимать запросы, которые шлет ему федеральный центр. Если он видит, что есть тренд на экономическое взаимодействие регионов, то ему надо ответить на этот тренд, показать конкретным примером, что он добился каких-то направлений. То есть, может быть, переломить политическую гордыню, чтобы поехать к своему коллеге из соседнего региона, сесть, договориться и принять решение», — высказался на заседании экспертного центра политолог Дмитрий Фетисов.

В этом смысле на Кавказе для Ставропольского края возникают специфические трудности, связанные по меньшей мере с клановой экономикой соседних регионов.

«У нас есть проблема с нарезкой регионов по федеральным округам. Это факт, который нельзя отрицать. Волгоград действительно более тяготеет к Поволжью. Ставрополье, несмотря на очень тесную интеграцию, на мой взгляд, это более Юг. Такие проблемы есть. Если смотреть на Дальний Восток, Сибирь даже, такие проблемы существуют. Может быть, назрел вопрос нового перераспределения регионов по федеральным округам... В СКФО тоже нарезка была неправильной. В первую очередь, из-за экономических отношений и культурных связей. Ставрополье, мне кажется, ближе к Югу, чем к Северному Кавказу. По идее, в СКФО должны быть только национальные республики», — отметил Фетисов.

Все эти усилия, по его мнению, стоят конечного результата — взаимного экономического развития регионов.

«Новая схема макрорегионов должна стимулировать регионы искать взаимовыгодные точки экономического роста. Например, когда в одном регионе есть животноводческое хозяйство очень развитое, а в другом — перерабатывающее. То есть региону смысла отдельно строить мясоперерабатывающие заводы, когда проще отдать это мясо соседям. Соответственно, тут зарабатывают два региона, а не один», — рассказал Фетисов.

Нынешняя модель финансирования проектов, и вообще работы региональных властей с бюджетом, ориентирована на получение как можно больших сумм из федерального бюджета. Неизбежное соперничество между регионами за федеральные деньги отдаляет их друг от друга.

Примером текущей непримиримой конкуренции аналитики считают крупнейшие бренды Северного Кавказа, подкрепленные хорошим историческим бэкраундом. Именно бюджетные разногласия, по мнению политологов, не позволяют регионам СКФО объединить усилия для продвижения собственных ресурсов.

«Я не особо верю в то, что удастся, как предлагают, сесть, договориться о брендах, например. Все это входит в противоречие с тем, что мы говорим — соперничество за ресурсы. Никто не сядет и не будет продвигать общий бренд. Совместных проектов практически нет. Каждый совместный проект существует отдельно и развивается сам по себе в республике на те средства, которые удастся или сконцентрировать, или выбить, или добиться. Вообще все ориентировано на Северном Кавказе на решение политических проблем по крупному счету. И округ создан ради этого. И программа, и стратегия – все они нацелены в конечном итоге на решение, прежде всего, политических задач», — считает представитель Южного научного центра РАН в Ставрополе Виктор Аксентьев.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх