На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

newstracker

277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Колесников
    Если это не фейк, то, скорее всего, это был представитель одного из очень-очень "горячих" народов, которых российские...На Ставрополье му...
  • Андрей Баканин
    Видать, соскучился по тюремной баланде. Решил опять на всё готовенькое вернуться. Я один считаю, что нам такие "пасса...В Минводах аресто...
  • Валентина Литвяк
    Вернутся все до одного!Глава Кисловодска...

Обратная сторона советского наследия: можно ли спасти мозаичные панно в Ставрополе

Стирание истории

Не так давно в Ставрополе начало образовываться сообщество активистов, желающих сохранить мозаичные панно города. Главным инициатором и вдохновителем общественников стал эксперт в области экономики Александр Золоторев. Он рассказал NewsTracker, как и зачем это произошло.

Он признался, что всегда интересовался подобными вещами, обучаясь еще в художественной школе, фотографировал памятники Ленину и мозаики, которые отражали особенности региона, в котором они были установлены. А путешествовать приходилось много как по Ставропольскому краю, так и по стране.

«Но если памятник Ленину и Вечный огонь были неотъемлемыми частями любого поселения, то мозаика отражала некую зажиточность колхоза. В колхозы миллионеры могли приглашать хороших художников, которые создавали шедевры по специально разработанному для данной местности проекту», — считает собеседник.

По его мнению, любое монументальное искусство должно вызывать у зрителя чувства и входить в народ. Золоторев даже создал карту ставропольских мозаичных панно. И был приятно удивлен, когда люди начали дополнять ее. Сейчас она все еще находится в зачаточном состоянии, но уже позволяет ориентироваться в количестве и состоянии арт-объектов.

«Советская мозаика появилась после борьбы с излишествами. Когда Хрущев пришел к власти, было решено удешевить строительство зданий, избавиться от архитектурных излишеств сталинского ампира. Тогда средства, сэкономленные на строительстве, пускали на развитие страны. Но чтобы как-то отличать серые хрущевки, было принято решение украшать их мозаиками», — рассказал собеседник.

По его словам, такие украшения также несли пропагандистские и культурные ценности. Они отражали достижения СССР или пересказывали сюжеты сказок. То есть развивали людей культурно, интеллектуально и духовно. Кроме того, они хранят «русский авангард».

«Где-то в середине 50-х он стал проникать и в мозаичные полотна. Они своеобразные. Даже сейчас, если посмотреть на муралы (согласованные граффити в несколько этажей), зачастую они идут с фотографической точностью, но не несут в себе каких-то особенностей региона или времени», — пояснил Золоторев.

Самые уникальные

Во времена расцвета мозаичного творчества в Ставрополе существовала как профессиональная мастерская, так и «шабашники», многие из которых были самоучками. Поэтому качество и стиль мозаики могут отличаться.

Из всех мозаик Ставропольского края, собранных Золоторевым, можно выделить например Спицевку, которая должна была стать центром района, и там раньше был богатый колхоз имени Калинина. Вот так создали просто невероятный триптих на местном ДК: три огромных полотна, посвященных спорту, театру и народной культуре, украшали его стены. По неподтвержденным данным, художников приглашали из Украины.

Другой случай — колхоз в Рогатой Балке Петровского района, где на доме культуры тоже есть прекрасная мозаика, которая создавалась не настолько профессионально, но до сих пор сохранилась. Там явно бросается в глаза «иной» стиль», заметно упрощенный.

Мозаика в ДК Бешпагира — уникальна. Там украшен и фасад, и фойе. Говорят, что материалы для создания привозили из разных регионов СССР. Ее создали по просьбе местных жителей. Эта мозаика стала одной из 4 мазаек Ставропольского края, которые войдут в книгу «Мозаики Юга России», она должна выйти в этом году.

А мозаика в ДДТ (здание которого изначально строилось исключительно для нужд партии, что обуславливает красоту, качество и дороговизну используемых материалов) краевого центра рассказывает историю через 3 этажа. Начиная с первого, где показаны, например, люди, собирающие урожай вручную с помощью серпа к апофеозу в виде женского олицетворения сельского хозяйства.

И еще одно уникальное мозаичное панно длиной 50 метров находится в степи на Большом Ставропольском канале в нескольких десятках километров от села Александровского.

А в прошлом году ради просмотра ставропольских мозаичных полотен в город приехал консультант частных коллекционеров России.

Тридцатилетнее бездействие

По мнению Александра Золоторева, почти все мозаики края находятся в аварийном состоянии. На них не обращают никакого внимания. С бронзовых памятников периодически снимают налет, натирают от патины. А к мозаикам больше 30 лет уже никто не прикасался, их никак не охраняют и никак не защищают от внешних факторов. А те, что находятся в доступности, зачастую разбирают на сувениры, выковыривая «камушки».

«Ситуация странная и неправильная — из нее нет выхода в законодательном поле: если мозаика не поставлена на учет, то ее фактически нет. И ее проще уничтожить или, если она позволяет, снять и продать. В Москве и Санкт-Петербурге подобные случаи уже были», — рассказал собеседник.

Сейчас он собирает общество неравнодушных людей, которым интересно вместе пройти путь по сохранению мозаики.

«Прекрасным примером перед нами стоит Ростов-на-Дону, где активисты добились того, чтобы в подземных пешеходных переходах снесли или перенесли ларьки, которые годами закрывали мозаики. Теперь там можно прописывать даже туристические маршруты. У нас пока до этого далеко», — отметил Александр Золоторев.

По его мнению, одна из главных проблем сохранения заключается в том, что согласно закону, мозаики не так просто внести в список объектов культурного наследия. Нельзя внести в список охраны только мозаику, то есть кусок стены. Придется объявлять объектом все здание. А значит, на жильцов и владельцев нежилых помещений будет накладываться много обязательства, от которых не удастся уйти.

«В этом случае, все ремонты и реставрации попадают под жесткий контроль. И даже я, несмотря на мою любовь к мозаике, отказался бы от внесения своего дома в список. Иначе и перепланировку не сделать и даже проводку спокойно не поменять. И чем монументальнее мозаика, тем больше интересов она будет затрагивать», — заметил собеседник.

Взять в пример можно мозаику с космонавтами на улице Морозова в Ставрополе. Небольшое полотно на стене углового многоподъездного девятиэтажного дома с поликлиникой на первом этаже — собственники помещений не позволят себя ограничивать и не подпишут соглашение.

Сейчас общественники хотят выйти с законодательной инициативой, чтобы можно было бы внести в реестр не все здание, а конкретный объект, чтобы развязать руки реставраторам.

«Иначе мы так никогда ничего не спасем. Вот пример: у нас в Ставрополе на заводе „Оптрон“, который сейчас переживает не лучшие времена и банкротится, есть уникальная мозаика, но о ней никто не знает. И если у завода появятся новые собственники и бенефициары, и им эта мозаика будет не нужна — ее просто уничтожат», — посетовал Золоторев.

Идеологическая война

По мнению бывшего главного архитектора Ставрополя, ныне директора ЗАО «Альянс свободных ставропольских архитекторов» Виктора Маркелова, мозаики важны — это целое искусство, тем более, когда они выполнены профессионалами из качественных материалов.

«Я сам занимался этим, делал росписи в ставропольских кинотеатрах, например в „Орленке“ — с Виктором Ивановым, но сейчас он не работает по неизвестным причинам. Красивое панно мы создали в кафе „Снежинка“, но когда прошел евроремонт, хозяйка его перекрыла гипсокартоном. Это меня потрясло. По сути натуральное блюдо она заменила каким-то фастфудом. А ведь материалы дорогие, труд художников недешевый», — возмутился Маркелов.

В том же контексте, по его мнению, сейчас идет уничтожение витражей. Напомним, что недавно произошло сразу два скандала, связанных с уничтожением советских витражей: в ДДТ и здании на улице Булкина в Ставрополе.

«Мне кажется, что это в какой-то степени идеологическая война — все советское пытаются уничтожить. Да, сейчас другая страна, но мозаики — это ведь наша история. А все хотят новизны. Вот и получается, что мы не ценим то, что было до нас, но предложить что-то на замену такого же качества не можем», — заявил собеседник.

Он признался, что целиком поддерживает Золоторева в его поисках красоты, ведь исторические вехи отображаются и сохраняются произведениями искусства. Сейчас Россия, и Ставрополье в частности, опять идут по пути типового проектирования, и хоть что-то должно приобщать жителей к искусству.

Что же касается защиты, Маркелов заявил, что временных решений толком нет и все мозаики нуждаются именно в профессиональной реставрации.

«Их надо вносить в реестр культурного наследия и искусства, чтобы поставить их на учет и поднять вопрос об их реставрации. И лечить их, уже исходя из их художественной ценности», — пояснил архитектор.

Он признался, что сталкивался с подобными случаями, когда в реставрации нуждалась лишь часть объекта, а значит, по каждому конкретному случаю необходимо смотреть отдельно.

«Предмет охраны определяется экспертами. Поэтому возможно, что весь дом вносить в реестр и не придется. Если рассмотреть как пример станцию метро, там могут стоять скульптуры — они могут находиться под охраной, но рельсы же не находятся в реестре объектов культурного наследия? В этом вопросе еще предстоит разобраться», — отметил Маркелов.

Нет специалистов

NewsTracker также пообщался о возможности восстановления и защиты панно с координатором ставропольского «Том Сойер феста» Иваном Самохваловым. Напомним, что «Том Сойер Фест» — это некоммерческая организация, которая силами волонтеров восстанавливает здания, имеющие культурную и историческую значимость, но не находящиеся под охраной государства. В минувшем году они отреставрировали 150-летний дом купца 3-й гильдии по адресу Ленина, 165, в этом году готовятся к реставрации еще одного дома.

Самохвалов признался, что на счет реставрации мозаичных панно волонтеры уже думали.

«Сейчас мы завершаем наш второй фестиваль и заканчиваем реставрацию дома на улице Лермонтова. И хотим как раз обратить внимание не на целые дома, а на отдельные детали — мозаики, двери старые. Хотим активнее подключить сбор средств, чтобы механизировать свою работу и ускорять процесс реставрации», — рассказал собеседник.

Кстати, для пополнения казны фестиваля ребята задумали реализацию мерча (открытки, значки, наклейки и пр.) с изображениями исторических домиков Ставрополя — работа над проектом движется, рисунки уже почти все готовы.

«Плюс/минус я знаком с проблематикой, у меня даже есть родственник, который является мастером по работе с мозаиками. Но он работал в Краснодаре. А в Ставрополе таких специалистов — единицы. И то только представители старой гвардии. Новых мастеров у нас никто не готовит», — посетовал Самохвалов.

NewsTracker ждет ответ на информационный запрос и разъяснения правовой стороны вопроса от Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия.

Но что в итоге получится у активистов, кто будет реставрировать советское наследие и за чей счет, покажет только время.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх